ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Молекулярные схемы укрепляют память

06.05.2013

Страницы: 12

Как натренировать обычную память и укрепить плохую? Вопрос не праздный, ведь хорошая память — это успешная учеба и эффективная работа, а в старости от памяти начинает зависеть безопасность и качество жизни человека. Исследователи-нейробиологи зрят в корень — в нейрохимические основы процесса запоминания. Зная их, память можно существенно улучшить.
Недавно ученые из Техасского университета в Хьюстоне (США) под руководством Джона Бирна обнаружили, что нервные клетки запоминают информацию лучше, если обучающий материал подается по определенному "неровному" расписанию. Чтобы тот или иной факт осел в нашей памяти, требуется синтез определенных белков в нервных клетках. Запоминая несколько фактов подряд, желательно попасть "в резонанс" с биохимическими процессами, чтобы не истощить клетки, а напротив, сделать запоминание более эффективным.
Для упрощения процесса ученые проводили эксперименты на брюхоногом моллюске — гигантской морской улитке аплизии (Aplysia californica). Аплизия — прекрасный кандидат для изучения нервной деятельности. Дело в том, что ее нервная система состоит всего из 20 тысяч нейронов, которые настолько велики, что их можно различить невооруженным глазом. Что еще более удобно, базовые биохимические принципы работы нервной системы имеют общие черты у всех организмов, и полученные при изучении моллюска данные могут быть применимы к высшим животным.
Читайте также:            Три эшелона защиты морского зайца
Разумеется, моллюска не учили математике или биологии, а просто… пугали. На испуг аплизия реагирует сокращением жабр и сифона. Если же неприятный стимул повторить несколько раз, животное запоминает это и вырабатывает к нему повышенную чувствительность. У таких "обученных" улиток реакция на стимул оказывается более длительной. Когда исследователи хотят обучить чему-нибудь улитку, они несколько раз подвергают ее воздействию какого-нибудь стимула через равные промежутки времени.
Однако в недавнем эксперименте выяснилось, что обучение происходит гораздо лучше, если стимулы подаются через неравномерные временные интервалы. У аплизии процесс анализа внешнего стимула и его запоминания сопровождаются двумя биохимическими каскадами, которые последовательно активируют новые и новые белки. Один из этих каскадов работает быстро, другой чуть более медленно. Эти химические реакции обеспечивают то, что в строго определенное время каждый нейрон располагает нужным набором белков, позволяющих произвести нужную "запись" в памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий