слабоумия напрямую зависит от уровня сахара в крови.

В научной статье, опубликованной на прошлой неделе в медицинском журнале The New England Journal of Medicine, говорится о том, что риск развития маразма или склеротического слабоумия напрямую зависит от уровня сахара в крови. В рамках научного исследования на протяжении в среднем 6,8 лет под наблюдением находилось свыше 2 тысяч пожилых людей. Ученые выяснили, что даже незначительное повышение уровня сахара существенно увеличивает риск развития слабоумия, причем даже у людей, не страдающих диабетом.
Выводы, сформулированные в статье, весьма серьезны. Помимо того, что была выявлена связь между диабетом и риском развития слабоумия, особенно болезни Альцгеймера, ученые получили и более всеобъемлющие данные, которые позволяют выявить группу риска, связанную с развитием неизлечимого поражения головного мозга. Но, несмотря на то значение, которое эти выводы могут иметь для здравоохранения, они практически не вызвали особого интереса у средств массовой информации.
На сегодняшний день Соединенные Штаты занимают первое место в мире по росту смертности от неврологических заболеваний, в том числе и от склеротического слабоумия. В своей статье, опубликованной недавно в журнале «Здравоохранение» (Public Health) профессор Колин Притчард (Colin Pritchard) с коллегами из Борнмутского университета (Bournemouth University) Великобритании провели анализ причин смертности в 10 крупнейших странах Запада в период с 1979 по 2010 годы. В этот период в Америке отмечается невероятный рост уровня смертности от заболеваний головного мозга на 66% среди мужчин и 92% среди женщин.
Эту убедительную статистику подкрепляют еще и недавно опубликованные данные о финансовых расходах на лечение пациентов, страдающих склеротическим слабоумием. Как следует из доклада Американского стратегического исследовательского центра RAND, опубликованного в журнале The New England Journal of Medicine, в 2010 году расходы на лечение деменции или склеротического слабоумия составили 200 миллиардов долларов США. Это примерно в два раза больше, чем затраты на лечение сердечнососудистых заболеваний и почти в три раза больше расходов на лечение онкологических заболеваний.
Эти данные, а также ошеломляющая статистика, согласно которой в настоящее время в США число пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, составляет 5,4 миллионов человек (причем по оценкам специалистов к 2030 году их количество должно увеличиться вдвое), служат серьезным стимулом для фармацевтических компаний. Фармацевты стремятся разрабатывать лекарственные средства для лечения или хотя бы замедления неотвратимых процессов умственной деградации, характерных для этого заболевания. Однако пока их усилия не увенчались успехом, а достижения весьма неутешительны. Фактически, как следует из материалов последнего выпуска журнала The New England Journal of Medicine, новейшее и, по-видимому, наиболее эффективное лекарство от болезни Альцгеймера, не только не способно остановить болезнь, но еще и приводит к снижению функциональных способностей пациента, повышает риск развития инфекций и вызывает рак кожи.
Как практикующий врач-невролог, ежедневно работающий с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера, и с их отчаявшимися родственниками, а также как человек, у которого один из родителей тоже страдает этой болезнью, я считаю создавшееся положение вещей удручающим и почти безнадежным. Но еще сложнее осознавать, что болезнь Альцгеймера можно в значительной мере предотвратить. По данным журнала The Lancet Neurology существуют вполне веские научные доказательства того, что в США до 54% случаев болезни Альцгеймера можно было бы предотвратить, если бы своевременно уделялось внимание различным переменным аспектам образа жизни пациента, в том числе таким, как питание и физическая активность.
Например, посвященный болезни Альцгеймера журнал Journal of Alzheimer’s Disease пишет, что, по мнению ученых из клиники Mayo, удивительно, но риск возникновения умеренных когнитивных нарушений, которые являются предвестниками серьезного слабоумия – болезни Альцгеймера, на 42% ниже у тех пожилых людей, которые употребляют в пищу больше жирных продуктов и меньше углеводов.
Многие ученые-медики по-прежнему придерживаются мнения, что непереносимость глютена или глютеновая болезнь, которой страдает примерно треть населения, является заболеванием исключительно желудочно-кишечного тракта и поражает только тонкий кишечник. Однако британские ученые нашли убедительные доказательства того, что непереносимость глютена – растительного белка, присутствующего в зернах злаковых культур – пшеницы, ячменя и ржи, может проявляться, подобно многим неврологическим заболеваниям (в том числе склеротическому слабоумию) без «типичных» симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. В своей статье, опубликованной в журнале по вопросам неврологии, нейрохирургии и психиатрии Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, доктор Мариос Хадживасилу (Marios Hadjivassilou) утверждает: «То, что глютеновая болезнь является преимущественно заболеванием тонкого кишечника, можно отнести к исторически сложившимся заблуждениям. Непереносимость глютена можно считать преимущественно, а иногда и исключительно неврологическим заболеванием».
Еще в 2008 году в журнале Американской медицинской ассоциации Journal of the American Medical Association была опубликована статья, в которой говорилось о значительном снижении риска развития болезни Альцгеймера у людей, которые выполняли комплекс несложных физических упражнений, по сравнению с пациентами из контрольной группы, которые вели малоподвижный образ жизни. Именно функциональная терапия способна значительно снизить риск возникновения этой болезни, против которой фармацевты пока бессильны.
Итак, авторитетные рецензируемые журналы публикуют убедительные данные и дают медикам серьезные рекомендации о том, как значительно снизить вероятность развития болезни Альцгеймера. Но почему же проблема профилактики этого заболевания практически не обсуждается в обществе?
Основной и не очень дальновидный принцип, лежащий в основе современной практической медицины в США, по всей видимости, заключается в том, чтобы сосредоточить все внимание на лечении наших недугов с помощью исключительно выгодных с экономической точки зрения средств, направляемых на устранение симптомов. При этом причинно-следственные связи совершенно не учитываются. Значение профилактики заболевания недооценивается и отдается на откуп альтернативной медицине. Наблюдения за тем, как избранные нами высокопоставленные чиновники обсуждают преимущества финансирования постоянно меняющихся вариантов программы здравоохранения, которая существует для того, чтобы лечить болезни, вызывают лишь горькую иронию. Поскольку эти программы здравоохранения не имеют никакого отношения к здоровью, а только к болезням. Но вполне очевидно, что обе дебатирующие стороны единодушны лишь в одном – необходимо снабдить американцев таблетками, причем огромным количеством таблеток.
А ведь имеет смысл рассказать о том, что люди в состоянии слегка изменить свою жизнь, чтобы предотвратить болезнь, от которой нет эффективного лекарства. Слово врач означает учитель. И сейчас, когда врачи погрязли в рутине, выписывая рецепты лекарств, вне всякого сомнения, настало время отступить, пересмотреть современную науку и объявить людям о том, что те пациенты, которых мы лечим, теперь могут выбирать способы лечения, чтобы сохранить здоровье.
Прошло более 2 тысяч лет с тех пор, как китайский Желтый император (Хуан-ди – легендарный правитель Китая, основатель даосизма и первопредок всех китайцев – прим. перев.) написал: «Поддерживать порядок, а не устранять беспорядок – вот основной принцип мудрости. Лечить болезнь после того, как показались ее признаки – все равно, что копать колодец, когда одолела жажда, или же ковать меч, когда война уже началась».

Комментариев нет:

Отправить комментарий